Развивающие игры для дошкольников по методике Марии Монтессори
04.04.2016
Методика раннего развития Марии Монтессори (нач.20 в., Италия) основывается на естественном и самостоятельном познании ребенком-дошкольником окружающей действительности через игру и предметно-манипулятивную деятельность.
Роль учителя (родители, воспитатель) заключается в создании необходимой развивающей среды, в наблюдении за ребенком, в оказании необходимой ему помощи. Как правило, на занятиях используется не обычная мебель, а например, специальные дидактические столы и стеллажи, посмотрите тут.
В каждом возрасте у ребенка должны формироваться определенные знания умения и навыки, а потому и развивающая среда, и сложность игр и заданий должны варьироваться в соответствии с данными требованиями.
Так с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста методика М. Монтессори предлагает большое количество видов развивающих игр.
Вот наиболее распространенные из них.
«Рамки и вкладыши». Суть дидактической игры заключается в подборе геометрической фигуры (вкладыша) к соответствующему окошку в рамке таким образом, чтобы они совпали.
Цель игры:
1. Формирование у ребенка представлений о геометрических формах, соответствующей терминологии (название фигур).
2. Развитие мышления.
3. Развитие мелкой моторики руки.
В зависимости от возраста следует предлагать ребенку от 5 до, соответственно, 16 рамок. Для совсем маленьких целесообразно придумать историю, побуждающую ребенка «закрыть окошко»: например, «помоги зайцу спрятаться от лисы», «закрой плотно окошко, чтобы Снегурочка не растаяла» и др.
В усложненном варианте можно предложить ребенку (от 4-х л.) построить домик из определенного количества этажей и закрыть окошки.
Можно закрывать окошки на скорость в задании «Кто быстрее».
Задание «Обведи фигуру по контуру» поможет развить у ребенка мелкую моторику руки, закрепит умение рисовать основные геометрические фигуры. Для детей раннего возраста лучше предлагать для работы рамку, для детей постарше – саму фигуру.
Данная дидактическая игра позволяет решать ребенку и другие различные по сложности задачи: «Обведи и раскрась», «Составь орнамент из геометрических фигур», «Узнай фигуру на ощупь», «Закрой окошки на ощупь», «Разложи фигуры по группам: по цвету, по количеству углов», «Разложи фигуры в определенной последовательности», «Запомни и скажи, что изменилось» и др.
На основе данного классического варианта игры «Рамки и вкладыши» в настоящее время разработаны игры: «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Насекомые», «Грибы» и др., которые также позволяют дошкольнику через увлекательную деятельность познавать окружающий мир и развивать необходимые умения и навыки для дальнейшего обучения.
Большинство развивающих игр по методике М. Монтессори происходят в естественной среде и предполагают со стороны взрослого минимальных финансовых затрат. К таким играм относятся: «Пересыпание крупы», «Переливание воды», «Тонет – не тонет», «Тактильный мешочек», «Найди подходящую крышечку», «Помой игрушки»; «Ухаживаем за живыми растениями», «Убираем лужицу с помощью губки», «Убираем со стола с помощью щетки и веника», и др.
В основе данных игр лежит:
— организация удобного и функционального пространства для игры;
— демонстрация взрослым определенных действий;
— самостоятельное повторение этих действий ребенком.
Главное, не торопитесь «поправлять» малыша, давайте ему возможность свободно учиться и развиваться на своих ошибках и достижениях.